Значение размера и цвета в природе
|
Почти все млекопитающие обладают дихроматическим (двуцветным) зрением. Только приматы, да и то с неодинаковым успехом, способны отличать зеленое от красного. Каким образом они развили это умение? На протяжении последних 100 лет было принято считать, что обостренное цветоощущение помогало нашим общим с обезьянами предкам добраться до спелых фруктов, скрытых в кронах деревьев.
Возможно, сложившееся мнение придется немного поправить. Во всяком случае, в этом уверены Натаниэль Домини (Nathaniel Dominy) и Питер Лукас (Peter Lucas) из Гонконгского университета.
Домини и Лукас изучили рацион современных обезьян, принадлежащих к различным видам. Выяснилось, что для того, чтобы заметить фрукты, входящие в обезьянью диету, вполне достаточно дихроматического зрения. Единственная пища, которую невозможно отыскать, не обладая отменным цветоощущением, — нежные и богатые белком молодые листья. У тропических растений они часто имеют красный цвет. Особенно это характерно для флоры Африки, что и объясняет, по мнению Домини и Лукаса, наиболее развитое цветоощущение у приматов, обитающих на этом континенте.
Размер имеет значение |
|
О внутривидовой эволюции птиц писал еще Дарвин. Он предположил, что крупные и яркие самцы привлекают особое внимание самок, чаще спариваются и тем самым передают большее количество генов «крупности и яркости» следующим поколениям. Самки же, напротив, становятся все более невзрачными, стремясь избежать опасных встреч с хищниками во время высиживания потомства. «Серые мыши» (в смысле. птицы) имеют больше шансов выжить и произвести на свет деток. Дарвин, как выясняется, смотрел в корень. Его гипотеза подтверждается самым серьезным и масштабным на сегодняшний день исследованием половых различий между пернатыми самцами и самками. Питер Данн (Peter Dunn) из университета Висконсина-Милуоки собрал и проанализировал данные о более чем тысяче видов птиц, обитающих во всех уголках земного шара. С одной стороны, оценивалась яркость оперения, длина крыльев и хвоста, размер особи вообще, с другой — особенности сексуального поведения. Данн пришел к однозначному выводу: среди склонных к моногамии птах намного меньше половых различий, чем среди их более сексуально раскрепощенных сородичей. Впрочем, многие из самок, как будто бы раз и навсегда выбирающих себе партнера, были уличены учеными в супружеской измене. ДНК-тесты на отцовство показали, что до 20 % птичьих популяций составляют особи, появившиеся на свет в результате случайных связей. Видимо, тяга к большим и разноцветным непреодолима. |