Правильная парта, правильный партнер!
Дети, в школу собирайтесь!
Многие бабушки и дедушки нынешних первоклассников делают
для себя неприятное открытие: их внуков совершенно не учат партнерству
с партой, не говорят, как надо класть на стол тетради и книги и т.д. В
прежние-то времена малышам строго внушали правила гигиены школьника, растолковывали,
как организовать рабочее место дома, — и исполнительным ребятам было комфортно
заниматься. Это явно шло им на пользу, иначе могли бы и не дорасти до
звания бабушек-дедушек.
Говорят, новое — это хорошо забытое старое. Давайте же
вспомним!
«Пятой точкой» за парту (за стол)
* Запомни правило пяти точек: при работе нужно опираться на: а) две
руки (два локтя); б) две ноги; в) гм… попу.
* Голову надо держать так, чтобы… Поставь-ка руку на
стол так, будто ты сдержанно даешь учителю понять: к ответу готов(а) —
не тяни ее под потолок, а скромно поставь локтем на парту. Так вот, голова
не должна опускаться над тетрадью ниже ладони.
* Между грудью и краем стола должен влезать аккурат твой
кулак.
* Правильная высота рабочего стола рассчитывается так:
приложи к талии ладонь — верхний край ее должен совпасть с уровнем крышки.
* В современной школе, к сожалению, не работает старинное
правило: стол (парта) должен иметь перекладину для ног, благодаря которой
разгружается спина. Конечно, если очень захотеть, можно прибить (приварить)
такие перекладины, а дома можно выйти из положения, подставив под ноги
маленькую скамеечку или стопку книг.
Не только ученье — свет
* Лампа должна стоять слева от ученика, чтобы освещать рабочее место,
а не бить в глаза (в случае с галогеновой лампой ситуация обратная: круг
света для работы может оказаться недостаточно широким и ярким).
* При освещении класса лампами дневного света важно, чтобы
они были исправны. Особенно раздражает нервы (и глаза), если они «мигают».
Не лишним будет заглянуть в класс и проверить!
* Глазам может быть некомфортно с настольной лампой, и
тогда есть смысл зажечь верхний свет.
Тетрадка, к порядку!
Когда в начальной школе учительница добивается каллиграфического почерка
и красивого наклона, то кладет тетрадь малыша почти под углом 45¦. Попробуйте-ка
сами пописать на таком листе, а потом «остановите мгновенье»! Вы почувствуете,
что у вас корпус развернулся влево, правое плечо поднялось и вылезло вперед,
а голова склонилась к левому плечу. Непроизвольно, в угоду 45¦… Да это
же просто преступление против здоровья первоклассника!
Короче, достаточно повернуть тетрадь на столе на 20-30¦
против часовой стрелки, — и спина останется прямой, голова не сойдет с
оси туловища, плечи будут на одном уровне.
Поскольку ребенок — не кенгуренок…
…Ему куда-то надо складывать учебники. Стоит ли доказывать, что
лучше всего для этой цели подходит ранец или рюкзак — он позволяет держать
прямо позвоночник. Ведь, к примеру, у третьеклассников минимум два раза
в неделю портфель тянет на 6 (!) килограммов, и если они все окажутся
в левой руке, можно «окриветь» на левый бок (соответственно, в правой
— на правый). Еще можно носить один комплект учебников на парту (по договоренности
с учителем: ему здоровье малыша тоже должно быть дороже заведенных порядков).
Мы писали, мы писали — наши пальчики устали
* Оптимально чередование получасовой работы за столом с активным отдыхом
(подтягивание на турнике, круговые наклоны, приседания) и расслаблением
(5-10 минут ребенок может «поваляться» на полу. Но именно на полу, а не
на диване, чтобы позвоночник не прогибался).
* Устные предметы можно готовить не за столом, но все же
сидя — чтобы прямую спину поддерживала спинка стула (кресла, дивана).
Чтение лежа недопустимо.
|