МЫСЛЬ
ЖУРНАЛ О НАУКЕ
  • Главная
  • Книги по энергетике
  • ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
  • Электростанция
  • Об издательстве
  • Главная
  • Книги по энергетике
  • ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
  • Электростанция
  • Об издательстве
  • Главная
  • /
  • история открытия
  • /
  • научные загадки
  • /
  • научные сенсации

ИЗ ИСТОРИИ ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКИ

tarlka komiks
   Обложка комикса Алекса Шомбурга

.. .летел, как летела бы тарелка.

Кеннет Аллен

Ни одно изображение не является столь универсальным и однозначным символом иных миров и инопланетян, как летающая тарелка. Сомнительно, что она может двигаться так, как это рисуют, но факт остается фактом: летающая тарелка – это визитная карточка целого жанра научной фантастики и околонаучных размышлений о жизни на других планетах и о возможностях космических путешествий.

Идею путешествий к другим мирам исследовали некоторые ученые XIX века. Особо следует отметить французского астронома Камиля Фламмариона, написавшего в 1877 году «Миры в небе», в которой рассказывается о воображаемых путешествиях к другим мирам Солнечной системы. После этого идеи Фламмариона о жителях других миров стали очень популярны среди читательской аудитории, интересовавшейся космосом и открытиями, совершавшимися в век телескопов.

Традиция описания путешествий в воображаемые миры существовала и ранее. Например, можно вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, появившиеся в 1727 году, или «Микромегас» Вольтера (1752). На самом деле эти произведения иносказательны, они посвящены нашему миру, абсурдным чертам его социального устройства. Мы совершенно не считаем их научной фантастикой, как не сопоставляем роман Джорджа Оруэлла «Скотный двор» с журналом «Животноводство».

Научная фантастика в современном смысле этого слова появилась не так давно, вместе с развитием новых технологий и появлением возможности совершать дальние путешествия на Земле. Воздухоплавание навело людей на мысль, что если бы мы хотели полететь на Луну, то нам просто потребовалось бы подняться еще немного выше. Такая технофилия тесно сплелась с духом прогресса, породив своеобразную литературу, в которой технологии XIX века весьма убедительно экстраполировались на будущее. Среди ранних представителей этого жанра наиболее известен Жюль Верн, написавший в 1865 году роман «С Земли на Луну». Его герои выходили в космос, выстреливая свой корабль из ствола 300-метровой пушки (чувствуется тень злосчастного иракского проекта суперпушки «Вавилон»). Но, хотя в этой фантастике и описывались воображаемые двигатели и космические ракеты, летающих тарелок пока не было.

Словосочетание «летающая тарелка» родилось 24 июня 1947 года. В этот день Кеннет Арнольд летел на своем частном самолете над горой Рейнир, направляясь домой в город Бойс, штат Айдахо. По его утверждению, он видел в небе девять ярких сияющих металлических объектов, все округлой формы, кроме одного, который был похож на полумесяц. Эти объекты быстро летели к югу. Арнольд наблюдал, как они маневрировали среди горных отрогов в течение нескольких минут, а затем удалились в направлении Орегона. Арнольд приземлился на ближайшем аэродроме, чтобы дозаправиться, и подробно описал внешний вид и движения увиденных объектов. Он сказал, что они летели «как тарелки, брошенные по воде». Уже 26 июня его история была подхвачена прессой и радиостанциями по всем Соединенным Штатам Америки и стала национальной новостью номер один. Его наивное выражение о том, что объекты были похожи на летающие тарелки, закрепилось. Зародился культ НЛО, и никакие заверения представителей ВВС о том, что летчик практически наверняка видел над горой группу дисковидных облаков, уже не могли загнать этого джинна обратно в бутылку. С тех пор считается, что инопланетяне летают на таких дисках. В научно-фантастических комиксах можно найти уйму их изображений. Особенно много таких картинок приходится на 1950-е годы, эпоху бума фантастических историй в картинках. Броское выражение – летающие тарелки – попало в европейские языки: fliegende Untertassen (немецкий), soucoupes volantes (французский), dischi volanti (итальянский).

Фантазия о НЛО живет и сегодня (можете погуглить), но нас в ней интересует сама исключительная примечательность изображения летающей тарелки. Этот образ позволил зримо представить то, что очень хотели увидеть многие люди, твердо верившие в существование внеземной жизни. Когда-то такие желания воплощались в возвышенных произведениях искусства, которые и сегодня можно видеть в соборах Европы, – в изображениях рая и ада. Научная фантастика положила начало процессу, в ходе которого древние религиозные символы духовных сфер заменялись знаками из области технологии и науки, которые, по общему убеждению, могут существовать в реальности других миров. Сначала среди таких символов преобладали машины и устройства, считавшиеся воплощением будущего прогресса. Позже, во второй половине XX века, им на смену пришли абстракции из космологии и физики частиц – путешествия во времени, черные дыры, «кротовые норы» и иные вселенные. Фантастические возможности, на мысль о которых наводило изучение эйнштейновской теории относительности и еще более новых теорий элементарных частиц, порождали представления об иных мирах, которые уже не представлялись исключительно плодами воображения. Во многих случаях научные теории казались еще невероятнее, чем произведения писателей-фантастов. Летающая тарелка оказалась верхушкой воображаемого айсберга, состоявшего одновременно из научных фактов и фантастики: этот простейший предмет, стоящий на кухонном столе, стал для нас связующим звеном с гипотетически разумными обитателями Вселенной.

Опубликованно 12 декабря, 2019 автором adminmysl. Запись опубликована в рубрике история открытия, научные загадки, научные сенсации с метками история науки, космонавт. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
ВСЕЛЕННАЯ КАК ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
ТРИГОНОМЕТРИЯ. СИНУСЫ И КОСИНУСЫ

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Свежие записи

    • ДИАГРАММА ГЕРЦШПРУНГА – РАССЕЛА ДЛЯ ЗВЕЗД ВСЕЛЕННОЙ
    • История создания карт созвездий
    • Послание человечества к иному разуму с миссией «Пионер»
    • ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ. ЦВЕТУЩИЕ КАРТИНЫ
    • ВЕЧНАЯ ИНФЛЯЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

    Метки

    HACA Хай тек генетика геометрия гипотезы для андроида доисторические животные животные загадки древних законы природы здоровье земля интернет история науки клонирование космонавт красота марс математика нанотехнологии народная медицина народные традиции научные теории природа психология солнце техника для дома туризм человеческие возможности экология энергетика энергия

    Рубрики

    • генная инженерия
    • гороскоп
    • изменеие климата
    • история открытия
    • космос
    • мобильные программы и приложения
    • наука о животных
    • научная медицина
    • научная психология
    • научные загадки
    • научные изобретения
    • научные открытия
    • научные сенсации
    • научные факты
    • необычные истории
    • Путешествия

Рубрики

  • генная инженерия
  • гороскоп
  • изменеие климата
  • история открытия
  • космос
  • мобильные программы и приложения
  • наука о животных
  • научная медицина
  • научная психология
  • научные загадки
  • научные изобретения
  • научные открытия
  • научные сенсации
  • научные факты
  • необычные истории
  • Путешествия

Мета

  • Регистрация
  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org

Метки

HACA Хай тек генетика геометрия гипотезы для андроида доисторические животные животные загадки древних законы природы здоровье земля интернет история науки клонирование космонавт красота марс математика нанотехнологии народная медицина народные традиции научные теории природа психология солнце техника для дома туризм человеческие возможности экология энергетика энергия
создано с помощью