УВИДЕТЬ – ЗНАЧИТ ПОВЕРИТЬ. ОБМАН ЗРЕНИЯ

Искусство призвано двигать нас вперед, а вот дизайн – нет, если, конечно, речь не идет о качественном дизайне автобуса.
Дэвид Хокни
Зрительные иллюзии во все времена манили к себе художников и ученых, и последние 100 лет – не исключение. Движение оп-арт, появившееся в 1960-е годы, использовало разногласия, возникающие между глазом и мозгом, и наталкивало зрителя на выводы, нужные художнику. Представители этого направления создавали картины, которые казались зрителю движущимися, так как мозг постоянно пытается вычленять в видимых изображениях правильные узоры и линии.
В работах таких художников, как Виктор Вазарели и Бриджет Райли, подобная зрительная реакция используется для создания новых форм живописи, а биофизики, в частности Ричард Грегори, изучали данные картины, чтобы узнать, как совместно работают глаз и мозг.
Наша зрительная система постоянно стремится находить узоры в том, что видит глаз. Самые простые узоры, которые строит наше зрительное восприятие, – это линии, соединяющие между собой находящиеся рядом точки. Мы удивительно хорошо умеем это делать и достраиваем линии, разглядывая точечные узоры, где на самом деле никаких линий нет. Как только наш глаз замечает линейный узор, он начинает достраивать его с опережением так, как это подсказывает нам уже найденный узор, который мы экстраполируем на близлежащие точки. Вероятно, эта способность человека так легко распознавать узоры сформировалась еще в процессе эволюции, пожалуй, даже чересчур легко. Мы замечаем их и там, где их на самом деле нет. В конце концов, если вы заметите в кустах тигра, а его там нет, вы всего лишь рискуете, что ваши дети сочтут вас параноиком, но если вы не заметите тигра в кустах, а он там сидит, вы, возможно, не переживете эту встречу.
Поразительный креативный потенциал современной компьютерной графики позволяет художникам, работающим на компьютерах, создавать зрительные иллюзии новых типов, которые могут исключительно сильно дезориентировать зрителя. Они не создают иллюзию движения неподвижных рисунков, обусловленную визуальной неоднозначностью двух перспектив (таков знаменитый куб Неккера). Подобному обману зрения всегда можно противостоять. Новые зрительные иллюзии также несводимы к статичным невозможным фигурам, изобретенным Рутерсвардом и Пенроузом. Нет, они вызывают ощущение последовательного движения, и этому ощущению невозможно сознательно сопротивляться. Один из выдающихся представителей искусства обманывать человеческое восприятие – японский исследователь Акиоши Китаока, использующий иллюзию периферического движения (из-за нее кажется, что змейки вращаются) и спиральную иллюзию (концентрические круги воспринимаются как спирали). Именно поэтому на странице перед вами возникают такие, казалось бы, сложные эффекты. Нашему периферийному зрению свойственно по-разному воспринимать области различной яркости и цвета. Так создается иллюзия движения от черного к темно-серому и от белого к светло-серому. При особом упорядочивании цветов смежных областей относительные движения можно скоординировать, создавая целый спектр ошеломляющих систематических перемещений, в частности вращение по часовой и против часовой стрелки. Оп!