Электрификация, как основа технического прогресса
Что такое электрификация
Содержание
Электрификация — широкое внедрение в народное хозяйство и в быт электрической энергии, вырабатываемой централизованно на мощных электростанциях, объединённых высоковольтными сетями в энергетические системы. Эликтрификация позволяет широко использовать природные энергетич. ресурсы, более эффективно размещать производительные силы, механизировать и автоматизировать производство, непрерывно увеличивать производительность общественного труда.
Краткая история электрификации
.Начальный период эликтрификации относится к концу 19 в., когда паровая энергетика стала стеснять дальнейший рост производительных сил капитализма. Нужна была новая энергетич. техника. Развитие представлений об электричестве и электротехники (см.) подготовили быстрое^внедрение электрич. энергии во все отрасли народного хозяйства. Эликтрификация явилась следующим после создания и распространения паровой машины (см.) крупным переворотом в энергетике. К. Марке и Ф. Энгельс, оценивая первые опыты практического применения электроэнергии, указывали, что эликтрификация окажет революционное воздействие не только на технику, но и на всё истории, развитие.
В 1883 Ф. Энгельс в письме к Бернштейну, говоря об «электротехнической революции», вызываемой применением электропередачи, писал:
«В действительности ню это колоссальная революция. Паровая машина научила нас превращать тепло в механическое движение, но использование электричества откроет нам путь к тому, чтобы превращать все виды энергии — теплоту, механическое движение, электричество, магнетизм, свет — одну в другую и обратно и применять их в промышленности. Круг завершен… Совершенно ясно, что благодаря этому производительные силы настолько вырастут, что управление ими будет все более и более не под силу буржуазии»
(Маркс К. и | Энгельс Ф., Соч., т. 27, стр. 289).
Электрические станции
После появления практически применимых генераторов в 80-х гг. 19 в. в ряде стран (США, Германия и др.) начали строиться электрические станции , первоначально снабжавшие электроэнергией осветительные установки отдельных домов, а впоследствии и близ расположенных зданий. «Блок-станции», или домовые станиии, были оборудованы двигателями внутреннего сгорания или паровыми машинами, которые приводили в движение электрогенераторы постоянного тока.
В 1879 в Петербурге была сооружена одна из первых в мире электростанций, к-рая обеспечивала электрич. энергией освещение Литейного моста. Несколькими годами позже в Москве была построена электрич. станция для освещения Лубянского пассажа. Вскоре начали появляться первые электрич. станции общего пользования. Одной из таких станций была электростанция общего пользования в Нью-Йорке (1882), построенная Т. А. Эдисоном (см.). Число электростанций общего пользования увеличивалось с каждым годом.
В 1886 было построено несколько электростанций в Петербурге, Москве и других городах России. Первые электростанции постоянного тока как в России, так и во всём мире использовались преимущественно для освещения. Это объяснялось тем, что в области электроосвещения раньше, чем в промышленности и на транспорте, был решён вопрос о создании конструкции технически совершенных и сравнительно экономичных приборов.
В 1894 из общей мощности в 35 984 квт, присоединённой к электростанциям Германии, на долю электрич. освещения приходилось 30 869 квт , или 86% всего потребления электроэнергии. Переход к технике переменного тока и освоение передачи . электроэнергии на дальние расстояния позволили резко увеличить использование электрич. энергии. Во всех передовых странах широко развернулось строительство электрич. станций и высоковольтных линий электропередач. Мировое производство электроэнергии в 1900 достигло уже 15 млрд, квт-ч. Электрич. станции постоянного тока, занимавшие доминирующее положение на начальном этапе развития эликтрификации, вытеснялись установками переменного тока. Быстро совершенствовалось техническое вооружение тепловых электростанций.
Мировое производство электроэнергии
В результате повышения технического уровня электрохозяйства улучшились и качественные показатели его эксплуатации — снизились удельные расходы топлива и себестоимость электроэнергии, увеличилось число часов использования установленной мощности электростанций (в США с 20 70 часов в 1902 до 2240 в 1912, в Германии с 1 680 в 1900 до 2024 в 1913). Мировое производство электроэнергии к началу первой мировой войны составляло уже примерно 35—40 млрд. квт-ч . Появились сравнительно крупные гидроэлектростанции, которые в ряде стран заняли большое место в электрохозяйстве.
Так, в США в 1912 удельный вес гидроэлектроэнергии в общем производстве электроэнергии составил 32%. В топливный баланс электростанций включались местные сорта углей, жидкое топливо и горючие газы. Изменилась структура потребления электроэнергии.
Автоматизация ручного труда
В конце 19 и начале 20 вв. начинает сокращаться удельный вес осветительной нагрузки. Электрич. энергия стала широко внедряться в промышленное производство и транспорт. Эликтрификация промышленности осуществляется на базе одиночного и многодвигательного автоматизированного электропривода (см.), автоматизированных агрегатных машин. При одиночном приводе каждый станок снабжается отдельным электродвигателем. Одиночный привод повышает производительность станка за счёт применения электрич. регулирования скорости, улучшает условия труда и облегчает планировку цеха.
Применение индивидуального электропривода, устранившего большинство внутренних передач, привело к изменению конструкции машин вплоть до совмещения оси мотора с валом рабочей машины. Многодвигательный привод позволяет приводить в движение отдельные рабочие органы единой машины отдельными электродвигателями. Электродвигатели освобождают рабочего от многих физических усилий и создают условия для автоматизации отдельных операций. эликтрификация явилась технич. основой массового поточного производства. Внедрение электроэнергии в технологию промышленного производства вызвало к жизни такие отрасли промышленности, как электролитич. производство меди, алюминия и других цветных металлов. Развилась в отдельную отрасль электрохимия (см.).
Позднее посредством электроэнергии стали производить плавку качественных сталей и ферросплавов. Начала широко внедряться электросварка (см.). В 90-е гг. 19 в. появились первые электрические железные дороги (см.), первые линии электрич. трамвая и метрополитена. Электрич. освещение стало основным видом освещения во всех городах. Велись опыты по применению электричества в с. х-ве, в самых различных областях медицины, коммунального хозяйства и быта. В 19 в. был изобретён электрич. телеграф, а затем телефон.
Влияние электрификации на технический прогресс
Начала зарождаться радиотехника и промышленная электроника. Благодаря созданию техники электричества в огромной степени выросли производительные силы общества. Человечество вступило в новый век — век электричества. В. И. Ленин придавал исключительно большое значение эликтрификация В своих самых ранних работах он подчёркивал крупнейшие преимущества электричества перед другими видами энергии и чрезвычайно высоко оценивал перспективы внедрения электрич. энергии в народное хозяйство.
Дореволюционный период внедрения электрической энергии в России
В дореволюционной России, несмотря на исключительную роль русских учёных и инженеров в решении проблем практич. использования электрич. энергии, капитализм оказался неспособным закрепить ведущее положение отечественной электротехники в промышленных масштабах. Электрохозяйство и элсктротехнич. промышленность находились в зависимости от наиболее экономически развитых каниталистич. стран.
- Созданное в 1886 акционерное общество электрического освещения контролировалось нем. фирмой «Сименс и Гальскс». Это общество построило электрич. станции в Петербурге, Москве, Баку, Лодзи и некоторых других городах страны. В 90-х гг. 19 в. в России начали появляться городские и промышленные электростанции для электроснабжения отдельных городов, фабрик и заводов.
- В 1893 была построена одна из первых в мире электростанций трёхфазпого тока (мощность 1200 кет) для эликтрификация новороссийского элеватора.
- В 1894—95 возникло ещё несколько промышленных электростанций средней мощности (до 500 кет).
- В 1900 началось строительство двух электростанций в Баку для эликтрификация нефтепромыслов: одна из них в Белом городе (ныне ГРЭС «Красная звезда») имела рекордную для того времени мощность 16 тыс. кет. К 1900 мощность электростанций России составляла 80 тыс. кет. Одновременно с увеличением числа и мощности электрич. станций велось строительство линий электропередач трёхфазного тока, вытеснившего постоянный токоло
- В 1896 была построена первая промышленная электропередача длиной 21 км, напряжением около 10 кв для электроснабжения Павловского прииска Ленского золотопромышленного района в Сибири.
С начала 20 в. в России происходил процесс развития эликтрификации, особенно усилившийся в довоенные годы. Суммарная мощность электрич. станций России в 1913 достигла 1,1 млн. квт, а выработка электроэнергии 1,95 млрд, квт-ч. Промышленное потребление электроэнергии в 1913 составило 1,6 млрд. квт-ч (240 млн. квт-ч в 1905), из которых собственные фабрично-заводские электростанции произвели 1225 млн. квт-ч.
Таким образом, около 80% всей произведённой в стране электроэнергии потреблялось промышленностью. Россия перед началом первой мировой войны (1913) по производству электроэнергии находилась на одном из последних мест в мире, уступая но мощности электроснабжения таким странам, как Германия (в 3,5 раза) и США (в 20 раз). Потребление электроэнергии на душу населения в 1913 составляло всего 14 квт-ч в год. Большинство электростанций и заводов электро- технической промышленности принадлежало иностранным капиталистам (немецким, французским, бельгийским и др.). Общая сумма иностранных капиталов, вложенных в электрохозяйство России, составляла около 136 млн. руб., большая часть из которых (80%) принадлежала номинальному капиталу. Почти всё энергстич. оборудование ввозилось из-за границы. Ввозилось основное сырьё (динамо железо, электролитич. медь, вольфрам, свинец, изолирующие материалы ит. д.), 93% всех измерительных приборов, 90% электрич. ламп, 57,7% машин и аппаратуры.
Наиболее ответственные посты в электрохозяйстве занимали иностранные инженеры. В России не было собственной научно-технической и лабораторно-экспериментальной базы. Электрохозяйство было технически отсталым. Средняя мощность электростанций России равнялась всего 1,4 тыс. кет. Мощность самой крупной до революции электростанции — 1 Московской — составляла 57 тыс. кет. Па электростанциях еще широко применялись паровые машины, двигатели внутреннего сгорания и локомобили. На паротурбинных станциях были в основном установлены жаротурубины и цилипдрич. котлы низкого давления. Электростанции целиком работали на дальнепривозном топливе.
Только в 1914 была построена первая крупная электростанция на торфе — «Электропередача» (ныне ГРЭС им. Классона), снабжавшая электроэнергией Москву. Высоковольтных линий электропередач было мало. В 1914 вошла в действие первая высоковольтная линия электропередачи напряжением 70 кв, соединившая электростанцию «Электропередача» с Москвой.
Учение об эликтрификации, как материально-технической базе коммунизма В. И. Ленина
В работе «Развитие капитализма в России» (1896—99) В. И. Ленин писал о применении электроэнергии для нужд сельского хозяйства. В 1899 в работе «Капитализм в сельском хозяйстве» В. И. Ленин вновь говорит о применении электричества в с. х-ве, подчёркивая, что электричеству
«суждено сыграть еще более крупную роль в этой отрасли производства, чем пару»
(Соч., 4изд., т. 4, стр. 98).
В работе «Аграрный вопрос и „критики Маркса“» (1901) В. И. Ленин возвращается к вопросу об эликтрификация с. х-ва. Говоря о применении электрич. энергии, В. И. Ленин, предугадывая революционную роль эликтрификация в технич. перевооружении народного хозяйства, писал:
«В настоящее время признаки грядущего технического переворота намечаются уже яснее»
(там же, т. 5, стр. 123).
В. И. Ленин внимательно изучал тенденции развития передовой современной техники. Он следил за внедрением электрич. энергии в промышленность, с. х-во, транспорт, быт. В статье «Одна из великих побед техники», написанной в 1913 по поводу опытов англ, химика У. Рамзая по подземной газификации угля, В. И. Ленин писал:
«»Электрификация» всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории. Электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы „домашних рабынь» от необходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне. Техника капитализма с каждым днем все более и более перерастает те общественные условия, которые осуждают трудящихся на наемное рабство»
(там же, т. 19, стр. 42).
Наряду с изучением практических путей внедрения электричества в производство В. И. Ленин уделял большое внимание теоретическим проблемам современной физики, связанным с электричеством. Обобщая итоги развития производительных сил и знаний человечества, на основе глубокого анализа тенденций развития науки и техники и учёта насущных экономических проблем государства, переходящего к строительству социализма, В. И. Ленин создал учение об эликтрификация как материально-технич. базе коммунизма и дал путевку в жизнь плану электрификации страны ГОЭЛРО.
«Коммунизм,— говорил В. И. Ленин,— предполагает Советскую власть, как политический орган, дающий возможность массе угнетенных вершить все дела,— без этого коммунизм немыслим… Этим обеспечена политическая сторона, но экономическая может быть обеспечена только тогда, когда действительно в русском пролетарском государстве будут сосредоточены все нити крупной промышленной машины, построенной на основах современной техники, а это значит — электрификация…»
(там же, т. 31, стр. 392).
Электрификация, как основа технического прогресса: 1 комментарий