ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ. ЦВЕТУЩИЕ КАРТИНЫ

Что касается самих рисунков, каждый из которых достоверно показывает, как выглядят живые растения, то мы особо позаботились, чтобы сделать их как можно лучше… Мы с величайшей аккуратностью убедились в том, что каждое растение изображено с правильно нарисованными корнями, чашелистиками, цветами, семенами и плодами.
Леонарт Фукс
В XVI и XVII веках наука и искусство развивались в особенно тесном симбиозе. Многие великие произведения искусства были вдохновлены научными знаниями, а наука черпала в искусстве идеи и зрелищные образы. Художники Возрождения открыли феномен перспективы, благодаря чему появилась возможность точно изображать объемные фигуры в пространстве, а также строить сложные геометрические изображения искривленных поверхностей. Математики вплоть до XIX века не понимали, что искривленные поверхности обладают самодостаточной геометрией, а художники за несколько столетий до этого интуитивно догадались, что на таких поверхностях должны существовать аналоги прямых линий и треугольников с положительной и отрицательной кривизной.
В отдельных областях научного знания правильная перспектива имела важнейшее значение. Анатомические иллюстрации были гораздо убедительнее слов при описании результатов вскрытия человеческих тел. Точность и подробность, которые обеспечивала правильная перспектива, добавляли новое измерение в науку о человеческом организме. Художники должны были исключительно подробно изучать анатомию человека, чтобы точно и реалистично изображать на холсте очертания суставов и неровности мышц и сухожилий в состоянии напряжения и расслабления. Некоторые великие художники и скульпторы, например Леонардо и Микеланджело, изучали анатомию человека со свойственным им вниманием к деталям. Повторить или воссоздать их точность могут лишь немногие из ученых.
Красота и точность художественной иллюстрации играли важную роль в создании текстов, влиявших на общество и суммировавших научные знания в форме, которую было легко воспроизводить и распространять. Великий анатомический трактат Везалия, составленный в 1543 году (этой работе посвящена следующая глава), был значительной вехой в понимании человеческого тела. Всего годом ранее появился знаменитый труд по ботанике – «Описание растений» Леонарта Фукса. Первоначально книга была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык. Везалий стремился к максимально точному изображению частей тела, без каких-либо необоснованных дополнений и обобщений, и Фукс также включил в свою книгу абсолютно реалистичные изображения растений, выполненные Альбрехтом Майером.
Рисунки сделаны точно и красиво, это настоящие копии творений природы. Текст богато иллюстрированной книги был не особенно новаторским – он содержал давно известные факты с небольшими дополнениями со ссылкой на признанные античные авторитеты в области ботаники – Диоскорида, Галена, Теофраста и Плиния. Не забывайте, что в те времена медицина была основана преимущественно на травах. Поэтому Фукс хотел, чтобы его книга стала основным справочником для врачей и студентов-медиков. Но в ней впервые был предпринят крайне неординарный решительный отход от стилизованного и символического изображения растений. Ранее растения изображались только в качестве украшения книг по ботанике, а не для иллюстрирования текстов. Чтобы максимально подчеркнуть этот новый аспект, в издание даже включили отдельную страницу с портретами художников – Альбрехта Майера и Генриха Фюлльмаурера, который перенес оригинальные рисунки на ксилографические доски. Художники изобразили себя за работой с натуры – перед ними в вазе стебли полевого куколя, которые зарисовывает Майер. Так создатели книги хотели подчеркнуть, что творения природы были перенесены на книжные страницы со всей тщательностью и достоверностью.
Создание таких красивых иллюстраций – отражение технологического прогресса тех лет. Изобретение печати с подвижных литер позволило издавать иллюстрированные книги большим тиражом, причем сравнительно недорого. Ранее производство книг было длительным и дорогостоящим процессом, а выполнение иллюстраций вручную – исключительно трудоемким делом. Часто иллюстрации украшали только оригинал и считанные копии, выполненные самим автором. Весь остальной тираж печатали без иллюстраций. Если же большим тиражом издавалась книга с картинками, они неизбежно ухудшались в качестве – в более дешевых копиях постепенно накапливались ошибки и пропуски, новые копии делались с копий и так далее. Подобным же образом слухи постепенно искажают истину, распространяясь по испорченному телефону.
Все это изменил прогресс книгопечатания. Каждый напечатанный экземпляр теперь был точной копией оригинала. Если раньше каждая иллюстрация представляла собой резцовую гравюру, которую вручную вставляли в книгу как отдельную страницу, то ксилографические иллюстрации стало возможно печатать на одной странице с текстом. Изготовление специальных иллюстративных страниц, отнимавшее столько времени и труда, осталось в прошлом, теперь легко можно было размещать иллюстрации непосредственно рядом с текстом, к которому они относятся.

С первых иллюстрированных книг начался путь к современным издательским технологиям, которые мы сегодня воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. До изобретения фотографии все иллюстрации приходилось рисовать вручную. Необходимые для этого художественные навыки для многих современных натуралистов и ученых попросту недостижимы. К счастью, в XVI веке связь между искусством и наукой еще была крепкой и исследование мира природы вдохновляло художников на реалистические шедевры, не менее завораживающие в своей утонченности, чем полные религиозного символизма евангельские сюжеты.