История открытия ксерокса. КСЕРОГРАФИЯ

Фотография – это не просто изображение (в отличие от картины), интерпретирующее реальность. Это также непосредственный слепок с реальности, подобный следу ступни или посмертной маске.
Сьюзен Зонтаг
Многие школьные учителя и университетские преподаватели в отчаянии говорят, что обучение все более сводится к ксерокопированию. В 1970-е и 1980-е годы, когда еще не было дешевых микрокомпьютеров, казалось, что все стремятся отксерокопировать любую книгу, статью или письмо, которое читают или собираются прочитать. Можно было финансировать всю работу университетов только за счет высокой платы, взимаемой со студентов за право пользоваться ксероксом в библиотеке. Шутили даже, что обозначение ученой степени PhD на самом деле расшифровывается как «доктор по ксерокопированию». Итак, кто же сделал первую ксерокопию и вызвал нашествие этих пожирателей бумаги?

Во всем виновен американец Честер Карлсон, патентовед, в свободное время занимавшийся изобретательством. Несмотря на то что он получил высшее образование по физике в Калифорнийском технологическом институте, Карлсон не мог найти постоянной работы, а его родители постоянно болели и поэтому жили в бедности. Американская экономическая депрессия давила все сильнее, и Карлсону приходилось браться за любое дело, какое он только мог найти. В результате он устроился на посменную работу в аккумуляторную компанию Mallory, где в итоге оказался на службе в патентном отделе. Стремясь максимально использовать любую возможность, он учился на вечерних курсах и вскоре получил степень юриста. После этого его повысили в должности, он стал управлять целым отделом. На этой работе Карлсону все время приходилось волноваться из-за того, что копий патентов не хватало для всех организаций, в которые их требовалось отдавать. Единственным выходом было фотографирование документов, а тогда это стоило недешево, или переписывание от руки. Неблагодарная работа, особенно при том, что у Карлсона начало портиться зрение и стал развиваться артрит. Карлсону было просто необходимо найти дешевый и несложный способ копирования документов.
Сделать это было нелегко. Карлсон потратил почти год, изучая сложные техники фотографирования. Наконец библиотечные поиски вывели его на феномен фотопроводимости, незадолго до того открытый венгерским физиком Палом Зелени. Этот ученый обнаружил, что, когда свет попадает на поверхность определенных материалов, их электропроводность возрастает. Карлсон понял, что если осветить сквозь фотографию или лист бумаги фотопроводящую поверхность, то электрический ток будет огибать темные места и пойдет по светлым областям, создавая электрическую копию документа. У себя дома в нью-йоркском районе Куинс, в квартире по Джексон-Хайтс, он устроил на кухне домашнюю лабораторию и ночи напролет экспериментировал с различными методами перенесения изображений на бумагу. Наконец жена выгнала его из кухни, и он перенес лабораторию в парикмахерскую, хозяйкой которой была его теща. Заведение находилось в расположенной неподалеку гостинице «Астория». Первую удачную копию он сделал в «Астории» 22 октября 1938 года при участии своего ассистента Отто Корней, безработного немецкого физика. Копия сохранила для потомков эти координаты в пространстве и времени.
Карлсон взял цинковую пластинку, покрыл ее тонким слоем порошкообразной серы и написал дату и место 10-22-38 Astoria черными чернилами на предметном стекле микроскопа. Смягчив свет, он зарядил серу, потерев ее носовым платком (точно так же электризуется резиновый шарик, если потереть его о шерстяной свитер), а потом на несколько секунд подставил под яркий свет стекло с непрозрачной чернильной надписью. Затем он аккуратно убрал стекло и посыпал серную поверхность порошком из спор плауна, который через некоторое время сдул, и увидел скопированную надпись. Полученное изображение было зафиксировано на нагретой вощеной бумаге – споры налипли на застывающий воск, с точностью повторив надпись.
Свой новый метод Карлсон назвал «электрофотографией» и стал отчаянно пытаться продать его крупным компаниям, в том числе IBM и General Electric, так как у него совершенно не было денег на дальнейшие исследования и разработки. Но никто не проявлял к изобретению ни малейшего интереса. Оборудование Карлсона было неудобным, а сам процесс – сложным и запутанным. Все говорили, что их вполне устраивает работа с копировальной бумагой!
Так продолжалось до 1944 года, когда представители Баттельского исследовательского института из Колумбуса, штат Огайо, обратились к Карлсону с предложением доработать его кустарный процесс для коммерческого использования. Через три года компания Haloid из Рочестера, занимавшаяся производством фотобумаги, купила у Карлсона все права на изобретение и стала планировать, как вывести копировальные машины на рынок. Компания отказалась от нескладного названия, придуманного Карлсоном. Электрофотографию по совету профессора классической филологии из университета Огайо переименовали в ксерографию – по-гречески это означает «сухопись». В 1948 году была создана торговая марка Xerox. Ксерокс-машины вскоре стали пользоваться успехом, и в 1958 году компания была переименована в Haloid Xerox Inc. Новая модель 1961 года, Xerox 1914, оказалась настолько востребованной, что в том же году компания совершенно отказалась от названия Haloid и стала именоваться Xerox Corporation. В тот год доходы достигли 60 000 000 долларов, а к 1968 году выросли до баснословной суммы в 500 миллионов. Именно тогда компания Xerox удостоилась наивысшей почести – ее название стало нарицательным. Карлсон стал сказочно богат и две трети своих прибылей потратил на благотворительность. К сожалению, он неожиданно умер от сердечной недостаточности в 1968 году в возрасте 62 лет, просто идя по улице в Нью-Йорке, куда приезжал на конференцию. Его первая фотокопия изменила методы работы во всем мире. Передача информации уже никогда не будет прежней – теперь копирование текстов и изображений стало минутным делом.