«Мысль» Астрология Какая религия в японии в настоящее время

Какая религия в японии в настоящее время

Введение в специальность (востоковедение и африканистика)

Курс «Введение в востоковедение (японоведение)» предназначен для студентов первого года обучения. В ходе курса слушателям будут предложены основные первичные сведения о географии, истории, материальной культуре, литературе, религии и культуре Японии в их динамическом взаимодействии. Предполагается ознакомление с современными достижениями японистики (как отечественной, так и зарубежной). Особое внимание уделяется формированию у студентов понимания японоведения как комплексной дисциплины, вписанной в культурный контекст стран Дальнего Востока.

Цель освоения дисциплины

Приобретение базовых знаний о востоковедении, японоведении как отрасли гуманитарного знания и японской культуре на ее исторической протяженности;

Планируемые результаты обучения

Владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых событий в японской истории в историческом и культурологическом контексте

Владеть методами анализа культурных, общественно-экономических и политических процессов в японском обществе

Уметь использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования источников;

Уметь строить суждения, опираясь на сведения из разных разделов японоведения и общего востоковедения;

Основные принципы периодизации. Сравнение с европейской системой периодизации истории. Критерии выделения периодов. Столицы Нара, Хэйан, Эдо, Токио. Сёгун и император. Япония и внешний мир. Аристократия. Провинциальная знать. Самурайское сословие. Четыре сословия периода Эдо. Эта и хинин. Внутренние конфликты – их причины и способы урегулирования. Япония после реставрации Мэйдзи. Институт императорской власти.

Географическое положение Японии. Восприятие размеров страны на исторической протяженности. Япония как «островное государство». Природные ресурсы Японии. Флора и фауна Японии. АТД в древности. АТД в новое время. Система то-до-фу-кэн. Особенности местного управления. Региональные традиции. Мацури в различных регионах.

Синто: определение. Проблема религиозного сознания японцев. Синто в древних текстах. Средневековые мыслители о синто. Синто и императорская система. Дискуссии о синто в период Мэйдзи. Роль синто в государственной идеологии довоенной Японии. Синто в настоящее время. Синто-буддийский синкретизм. Буддизм в Японии. Основные буддийские школы древности. Буддизм в Хэйан и Камакура. Основные тексты японского буддизма. Дзэн и самурайское сословие. Особый статус конфуцианского учения. Знакомство Японии с христианством. Какурэ-киристан. Обряды и праздники. Необуддийские движения и секты в новейшее время. Религия и закон в Японии.

Ключевые тексты японской культуры. Религиозная литература. Историческая литература. Жанр наставлений. Философская литература. Японская поэзия. Антологии. Литература жанра моногатари. Средневековая проза. Японский роман. Современная японская проза на мировой литературной карте.

Основные формы объектов материальной культуры. Проблема ресурсов. Жилище: от землянок до аристократических усадеб. Замковая архитектура. Народное жилище минка. Особенности современного городского планирования. Основные типы японской одежды. Официальные костюмы. Материалы: шелк, конопляная нить, хлопок. Аксессуары. Традиционный рацион японцев. Рис как фактор культуры. Предметы интерьера и внутреннее убранство жилища. Декоративные предметы. Коллекционирование.

Японские медиа. Японская анимация и кинематограф как культурный экспорт. Япония в виртуальном пространстве. Видеоигры в Японии. Особенности японского телевидения. Основные ресурсы.

Основные этапы развития науки о Японии. Японоведение как часть востоковедения. Общий круг проблем, изучаемых японоведением. Основные западные работы о Японии. Основные отечественные труды о Японии. Деятельность ученых-японоведов в России и за рубежом.

https://www.hse.ru/edu/courses/302793624

Дзэн-буддизм и медитация в Японии Практики уединения в храмах

История медитации восходит к истокам дзэн-буддизма — религии, которая считает эту практику путём к просветлению. Исследования показывают, что медитация помогает справиться с тревогой и стрессом, оказывает оздоравливающее действие. В Японии, стране с очень высоким темпом жизни, медитация стала прекрасным способом замедлиться и обрести душевный покой. Медитацией занимаются не только японцы. В наши дни иностранные туристы могут приобщиться к многовековым традициям дзэн-буддизма в храмовых оздоровительных центрах по всей стране.

История японского буддизма

Буддизм пришёл в Японию в VI веке по Великому шёлковому пути, через Китай и Корею. Синто, исконная японская религия, зародилась до этого. Считается, что она развилась из поклонения духам природы, а буддизм повлиял на её дальнейшее становление. Большинству японцев трудно назвать себя последователями какой-то одной религии — они посещают и буддистские храмы, и синтоистские святилища.

Дзэн — пожалуй, одна из самых известных школ буддизма в Японии. Многие аспекты японской культуры находятся под его влиянием или появились благодаря ему. Японские сады, чайные церемонии и даже боевые искусства — во всём можно найти его следы.

Дзэн-буддизм — практика медитации, позволяющая достигнуть самореализации и просветления. Последователи дзэн не полагаются на могущественных богов, а следуют по своему духовному пути под руководством учителей.

Спокойное место идеально подходит для медитации

Как медитировать

Медитация способствует оздоровлению. Учёные установили, что она помогает справиться с депрессией и тревожностью, снизить стресс, улучшить сон, а в некоторых случаях может даже облегчить хроническую боль. Если хотите больше узнать о буддизме и научиться медитировать, начните со знаменитой японской техники дзадзэн. Она строится на глубоких размышлениях и созерцании и лежит в основе медитации дзэн.

Найдите тихое спокойное место, примите позу лотоса или полулотоса, выпрямите спину, поднимите подбородок и вытяните шею, словно тянетесь к потолку. Не пытайтесь контролировать дыхание — оно должно быть спокойным и естественным. Не пытайтесь задержать внимание на возникающих мыслях, оценить их или переключиться — просто позвольте им свободно приходить и покидать сознание.

Опыт японской медитации

Японцы часто практикуют сэссин — групповую медитацию в храмах или специализированных центрах. Это именно то, что нужно для знакомства с настоящим дзэн-буддизмом.

Люди со всего мира приезжают в Японию, чтобы учиться медитации в буддистских храмах. Во время типичного сеанса дзадзэн вы изучите основы медитации и основные способы совместить её с повседневной жизнью, а затем перейдёте к практике под присмотром учителя в спокойной атмосфере храма. Дальше гостям обычно предлагают экскурсию по территории храма или возможность принять участие в других практиках дзэн.

Киото, Нара и Камакура славятся буддистскими храмами, многие из которых предлагают обучение медитации. Такие занятия проводятся и в менее популярных туристических городах — например, Сэндае и Оцуки. Место на уроках дзадзэн обычно нужно бронировать, зачастую — в зависимости от храма — доступно обучение на английском языке. В некоторых местах занятия проводятся ежедневно, в других — раз в неделю, поэтому лучше уточнить информацию, прежде чем строить планы. На территории почти всех буддистских храмов есть сады, которые можно посетить до или после сеанса, чтобы сфокусироваться.

Пребывание в садах дзэн помогает при медитации

Сады дзэн

В VI веке монах-буддист начал обустраивать сады камней, или сады дзэн, которые помогают успокаивать разум и медитировать. Для их создания обычно используются гравий, песок, мох, подстриженные кустарники и деревья. К размещению скал или камней в таких садах подходят очень внимательно. Гравий и песок обычно насыпают спиральными узорами или волнами, а камни символизируют элементы стихий — например, дерево или огонь. Гладкая галька, которую используют в таких садах, имеет природное происхождение, а не обработана руками человека. Сад камней не показывает, как выглядит природа, а выражает её сущность. Это тихое и спокойное место, где можно предаться самоанализу и медитации.

Сады камней обычно невелики, ими следует любоваться с определённого места снаружи. В число самых знаменитых в Японии входят сады при храмах Комё-дзи в Камакуре и Рёан-дзи в Киото. Территория храма Рёан-дзи включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Раньше здесь располагалось имение состоятельного аристократа, в 1450 году его превратили в буддистский храм. Происхождение и настоящее значение его знаменитых садов до сих пор остаются тайной.

При храмах также проводят занятия по каллиграфии и чайные церемонии

Чем заняться в храме

Любознательным посетителям есть чем заняться в храмах, кроме обучения медитации и созерцания садов. По всей стране для гостей проводят чайные церемонии и уроки каллиграфии сякё, предлагают заночевать в гостевых домах сюкубо.

В Японии культура чаепития стала синонимом дзэн-буддизма. Она зародилась в буддистской среде, во многом под воздействием буддизма сформировалась чайная церемония. Её проведению можно научиться в некоторых храмах. Во время этих уроков гости изучают историю и философию чайной традиции, затем наблюдают за действиями инструктора, а в конце заваривают и подают чай самостоятельно.

Каллиграфия сякё — искусство переписывания буддийских сутр от руки. Результат изысканно красив, но сам метод предполагает не только наличие художественного вкуса. Каждый штрих требует пристального внимания, так что сякё становится тренировкой дисциплины и внимательности.

Ночевать в домах сюкубо когда-то позволялось только монахам и паломникам, но благодаря растущему интересу к дзэн-буддизму их двери всё чаще открываются для иностранных гостей.

https://visitjapan.ru/guide/meditation

Какая религия в японии в настоящее время

Синтоизм – историческая («синто», слово китайского происхождения, означает «путь богов») национальная языческая религия японцев. Первоначальный синтоизм представлял собой один из вариантов классического тотемизма и анимизма и связанного с ними магизма. Его нынешняя система верований и обрядов сложилась под влиянием конфуцианства (занесён на Японские острова в V в. по Р. Х. и оказал глубокое воздействие на культ предков, предполагающий переплетение пространств богов, людей и душ умерших и сформировавший аристократический нравственный кодекс, который влияет с тех пор на политическую и общественную жизнь Японии; существует также сектантский синтоизм, который проповедует нравственное очищение, конфуцианскую этику, обожествление гор, практику чудотворных исцелений и возрождение древних синтоистских обрядов), буддизма (известен здесь с VI в. по Р. Х., из него синтоизм почерпнул почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей) и даосизма. Богами-прародителями в синтоизме являются Небесный отец и Земная мать. Самый замечательный представитель их потомства – богиня солнца, Аматэрасу Омиками, или «Великое небесное сияющее божество». Она послала править на землю своего внука, где тот основал вечную императорскую династию.

Синто и в наше время олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Миф о небесном происхождении японского государства и его императоров лег в основу обновлённого синтоизма, когда в результате религиозной реформы 1868 возник главенствующий в Японии синто-буддистский религиозный синкретизм. Тогда же эта версия, на которой покоится также представление об особой миссии японской нации, вошла в обязательный государственный образовательный стандарт, и остаётся там и теперь. Синтоизм лежит в основе японского национализма и шовинизма: считается, что боги породили не людей вообще, а именно японцев, они самым интимным образом связаны специально и только с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает обряды, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в праздниках синто и следуют его предписаниям в повседневной жизни.

Http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print. pl? term1304501556

Презентация на тему «Религия в Японии»

К основным японским религиям относятся синтоизм и буддизм. Ограниченное распространение получило и христианство, число последователей которого составляет менее 1,5 % населения Японии. В настоящее время также появляются так называемые новые религии, представляющие собой синтез разнообразных элементов различных религиозных систем, чаще всего на базе учения определенной буддийской школы. (Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на формирование японской государственности и общества, к религиям не относится и воспринимается в качестве этической, но не религиозной системы. Конфуций, в отличие от Будды и Христа, не был обожествлен.)

Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству. При этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии.

Дети у ворот синтоистского храма. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1892–1895 годы

Синтоизм – национальное традиционное вероисповедание. У него нет основателя, нет священных книг. Синто – путь поклонения природным явлениям, душам предков. Высшее существо – Аматэрасу Омиками, солнечная богиня, прародительница императорского рода. Синтоизм – национальное мировоззрение, сформировавшее уникальность японцев. Это основное религиозное направление, название которого состоит из слов «бог» и «путь». Это символичное наименование, отражающее представление о наличии духа у каждого предмета. Считается, что эти души охраняют, оберегают, помогают людям.
В Японии действует около 80 000 храмов; 27 000 священнослужителей. Храмы разделены на две зоны: молельный зал и ходэн, где хранят священный предмет. Обряды проводят в храмах и дома. Перед ритуалом тщательно моют руки, ополаскивают рот. Заканчивая, выпивают глоток саке – символ божественного дара.
Основная идея синтоизма – гармония человека с природой.

Буддизм — пятая по численности мировая религия, которую исповедуют 521 млн человек. По данным ЮНЕСКО, 543 год до н. э. — дата возникновения буддизма.
Суть учения:
В мире существуют боль и страдания, поэтому достичь счастья невозможно.
Источник страданий — это жажда жизни и желания людей, поэтому после смерти человек перерождается заново.
Если перестать перерождаться, страдания можно прекратить. Тогда человек вырвется из круговорота жизни и смерти, достигнет просветления, а затем нирваны.
Чтобы достичь нирваны, надо пройти путь из 8 этапов. Путь обязывает соблюдать этические нормы и медитировать.

Продажа утвари для буддийского алтаря. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1898–1905 годы

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-religiya-v-yaponii-5804097.html

Какая религия в Японии?

Всем бодрого дня! На линии Андрей Пучков. Небольшой пост о том, какая религия в Японии? Я очень давно увлекаюсь Страной восходящего Солнца, пока учился в вузе все пять лет писал курсовые по истории этой страны. Поэтому кое-что знаю. Многие думают, что китайцы, корейцы и японцы — это одни и те же люди с одной и той же религией. Но не дай вам бог заявить об этом во всеуслышание, ведь тогда вы продемонстрируете ужасное невежество. Чтобы не попасть в такую ситуацию — прочитайте этот пост до конца.

Изначальная религия в Японии

Как человек просвещенный, Вы должны знать, что изначальной религией в Стране восходящего Солнца было Синто (синтоизм). Оно представляет собой язычество и воплотилось в различного рода мифы. Так например, есть миф о сотворении японских островов: об Идзанаги и Идзанами, Аматэрасу (богини Солнца) и пр. Это язычество уходит в глубь веков и неразрывно связано с японской культурой.

Каждый японец после смерти становится не безликой греховной или праведной душой, как в христианстве, а божеством! Вот везуха! Поэтому ками-богов в японском пантеоне многие тысячи. Есть ками рек, холмов, равнин и пр.

Богослужение в Синто ведется в специальных храмах. В целом — это очень разветвленная форма язычества, которая до сих пор существует в Японии. Многие исследователи считают, что Синто — не религия в строгом смысле слова. Ведь любая религия должна иметь: кредо (тайное учение), культ божества и священную книгу. В японском язычестве никакой книги нет, да и религиозное учение представляет собой набор мифов.

В результате отпор монголам собирались дать только западные княжества Сацума и Тёсю. Дайме этих княжеств заказали службу в синтоистком храме, чтобы завоеватели не дошли до берегов Японии. В результате сразу после моления, разразилась страшная ветряная буря, которая попросту разметала флот монголов. Эту бурю и прозвали Камикадзе — божественный ветер (ками — божество, казе — ветер).

Причем здесь буддизм?

Буддизм является еще одной религией Японии. Он стал проникать в эту страну через Китай в классическое средневековье — примерно с 12 века. Так как в это время в Японии начинают править самурайские кланы, постепенно оттесняя от власти императоров, буддизм становится основной религией Японии. Особенно самураям приглянулся дзен-буддизм, который обещает просветление через медитацию. А обращаться к своему внутреннему миру самурай был обязан постоянно, чтобы добросовестно служить своему даймё.

Как же между собой стали уживаться Синтоизм и Буддизм? Ведь это, казалось бы, разные религиозные системы. Историки называют получившуюся смесь синто-буддийский синтез. Многие синтоитские храмы признали Будду еще одним ками и стали ему также поклоняться.

Ну а дзен-буддизм — вообще очень гибкая религиозная система. Она как бы поглощает местные культурные смыслы, пропуская их через свои тезисы. Чтобы это понять — требуется много времени изучать религиозную систему Японии.

Настоящее время

Наряду с этими двумя религиями, в Стране восходящего солнца присутствует и Конфуцианство. Оно проникло сюда также через Китай, который был для японцев тем же самым, что Византия для славян, или Рим — для варваров в Европе. Конфуцианство представляет собой больше этическое учение, чем религиозное. Оно — о добродетели, о правильном и должном поведении, об уважении к старшим и о многом другом таком полезном.

К чести японцев стоить заметить, что все три учения актуальны и серьезно формируют японское национальное сознание, чего не скажешь о нашем православии. Я имею в виду, что многие считают себя православными, но ведут себя не так. Не согласны? Пишите в комментариях!

https://ege59.ru/2017/01/13/kakaya-religiya-v-yaponii/

Какая религия в японии в настоящее время

Без понимания синтоистского мировоззрения невозможно до конца понять японскую культуру.

Негласно, незаметно оно всегда присутствует даже у современных японцев, проглядывает в политике, общественном устройстве, культуре и искусстве.

Наш курс поможет разобраться в хитросплетениях синтоизма и способствует лучшему пониманию жизни и менталитета японцев.

Синтоистское мировоззрение сильно отличается от привычного нам христианского.
Ценности синтоизма напрямую связаны с общинной жизнью древнего японского общества и отражают сложившиеся в последнем представления о добре и зле, грехе и добродетели, жизни и смерти.
Что за религия синтоизм? Во что верят синтоисты? Почему никто, кроме японцев, не может быть настоящим синтоистом?
На все эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе первой лекции нашего курса.

В данной лекции мы поговорим о непростом процессе взаимодействия синтоизма с буддизмом, идущий от их полного антагонизма к идее о внутреннем единстве и непротиворечивости двух религий.
Сначала синтоистские божества считались страдающими от воздействия кармы бренными существами, затем – проявлениями будд на японской земле.
О значении синтоизма постепенно начали задумываться и представители буддийского учения, которые не могли игнорировать значение синтоистских представлений для любого японца. В результате стал формироваться так называемый синто-буддийский синкретизм, ставший основой японского традиционного мировосприятия.

В периоды Камакура и Муромати в Японии стали развиваться самобытные направления синтоизма – Ватараи-синто и Ёсида-синто, которые перевернули отношения синтоистских божеств и будд с ног на голову.
Именно в это время стала активно развиваться идея об уникальности Японии и ее божественном характере, которая оказала на развитие синтоизма сильное влияние.
Об особенностях этих учений, о подтасовке истории и религиозных фальсификатах, а также о смешении синто с конфуцианскими положениями пойдёт речь в нашей третьей лекции.

Видеолекция 4. Развитие синтоизма с середины XIX века по настоящее время: «американские горки» государственного синто.

Революция Мэйдзи повлекла за собой множество изменений в духовной жизни японцев. Именно в это время стала вырабатываться идеология государственного синтоизма, способствовавшая сначала повышению самосознания японцев и их самооценки по сравнению со странами Запада, а затем усилению милитаристских настроений и вступлению страны в серию военных кампаний на континенте.
В четвертой лекции курса мы поговорим об особенностях государственного синтоизма на разных этапах развития и охарактеризуем современное состояние синтоизма в Японии.

Http://kurs. nihon-go.ru/the_many_faces_of_shinto

Рецензия на книгу: А. Д. Бертова. Христианство в Японии: опыт историко-религиоведческого анализа. — СПб.: Наука, 2017. — 318 с. — ISBN 978-5-02-038374-6

История развития христианства в Японии и его адаптации на японской почве представляет собой крайне интересную тему для исследования, позволяющую про­лить свет на целый ряд вопросов, связанных как с историей, культурой, особенно­стями менталитета и психологии японского народа, так и с различными аспектами развития христианства как религии в целом. Тем не менее данная тема в течение дол­гого времени не вызывала отдельного интереса среди отечественных исследователей-японоведов. Большая часть работ, так или иначе характеризующих распространение христианства в Японии, касается по преимуществу первого периода распространения этой религии в стране, т. е. середины XVI — первой половины XVII в., причем основ­ной вывод сводится к тому, что, несмотря на довольно стремительное развитие в конце XVI в., христианство не имело сильного влияния на японскую культуру.
О распространении христианства во второй половине XIX — начале XX в. упомина­ется лишь в связи с Русской духовной миссией в Японии либо в контексте идей от­дельных японских христианских мыслителей, в частности Утимура Кандзо 内村鑑三 (1861–1930) и Нитобэ Инадзо 新渡戸稲造 (1862–1933). Этот пробел во многом об­условлен тем, что традиционно в Советском Союзе вопросы, связанные с религией, тем более западного происхождения, рассматривались в ограниченном масштабе.
В плане изучения Японии исследователей гораздо больше привлекали собственно японские верования и религии, нежели распространение в стране западного учения.

Монография Анны Дмитриевны Бертовой «Христианство в Японии: опыт истори­ко-религиоведческого анализа» представляет собой первое комплексное исследова­ние различных аспектов развития христианства в Японии, сделанное на весьма высо­ком научном уровне. Проведенное автором исследование основано на масштабной источниковедческой базе, а также отличается глубиной анализа.

Во введении монографии основная задача автора сформулирована следующим об­разом: показать, что «христианство, проникнув в Японию, оказало значительное влияние на социально-политическую и культурную жизнь страны, однако в то же время претерпело значительные изменения по сравнению с тем его вариантом, кото­рый в свое время был принесен в страну миссионерами». Эти изменения, по мнению автора, в первую очередь связаны со стремлением к сохранению коренных японских культурных ценностей, которые в проповедуемом западными миссионерами вариан­те христианства были случайно или умышленно игнорированы (с. 4).

Кажущийся сравнительно поверхностным, особенно по сравнению со следующи­ми главами монографии, характер повествования и отсутствие детальных описаний и подробного разбора деятельности наиболее ярких представителей христианства
В Японии обусловлены тем, что автор преследует в первой главе иную цель — дать общее представление о закономерностях распространения христианской религии
В стране, показать основные причины активизации и затухания христианской пропо­веди. Конечно, хотелось бы увидеть более подробный анализ деятельности и идей выдающихся японских христиан, например Уэмура Масахиса 植村正久 (1858–1925), Кодзаки Хиромити 小崎弘道 (1856–1938) или Эбина Дандзё 海老名弾正 (1856–1937), а также наиболее известных миссионеров, однако в контексте попытки воссоздания целостного механизма восприятия христианства японцами и размышления о судьбе христианства в стране в целом это в рамках проводимого исследования не так уж и необходимо.

Раскрывая основные доктрины местных христианских движений, автор вскрывает целый пласт новой интереснейшей информации, который до этого не попадал в фо­кус внимания отечественной японистики. Анализируя положения местных движений христианского толка, автор высказывает вполне обоснованную мысль о том, что, хо­тя эти движения в Японии не уникальны и наблюдались в разных странах, в том чис­ле Дальневосточного региона, в ней они играли крайне важную роль, появляясь в периоды, когда японцы начинали особенно остро задумываться о собственной иден­тичности и состоятельности в сравнении с западными странами. Как ни парадоксаль­но, обретая уверенность в исключительности своих учений, японцы пытались об­щаться с Западом на его языке, в качестве которого нередко выбиралось христианст­во, но не в его миссионерском варианте, а в варианте японском, мыслившемся, с од­ной стороны, более близким к исконному тексту Священного Писания, а с другой стороны, дополнительно обогащенном заимствованиями из традиционных японских религиозно-этических сочинений. Последние, по мнению большинства лидеров ме­стных движений, не только не противоречили христианству, но и дополняли его, рас­крывая в нем скрытые от людей Запада истины.

В связи с этим автор делает смелый вывод о том, что на примере местных христи­анских движений в Японии можно увидеть действие механизма трансформации на японской почве пришлой религии (в частности, христианства), под влиянием которо­го она неминуемо видоизменяется. Во-первых, пришлая религия приобретает син­кре­тические черты, заимствуя положения и принципы японских традиционных религий; во-вторых, воспринимает элементы культа предков; в-третьих, отличается сильной националистической направленностью; в-четвертых, начинает все в большей степени воспринимать идеи традиционного японского общественного и семейного устройства по модели иэ и т. д. (с. 283–284).

Считаю, что данная монография заслуживает пристального внимания и может быть рекомендована к прочтению как специалистам, так и людям, интересующимся культурой и историей Японии в целом.

https://www.innoscience.ru/1811-8062/user/setLocale/ru_RU? source=%2F1811-8062%2Farticle%2Fview%2F46848